No #1 in 2015

В сезоне 2015 года на стартовой решётке не будет болида под номером “1”. После завоевания титула в прошлом сезоне Льюис Хэмилтон решил не менять свой 44-й номер на столь заветную для многих пилотов чемпионскую единичку. В MotoGP отсутствие мотоцикла под #1 можно считать распространённой практикой, потому что выбор всегда остаётся за действующим чемпионом мира. Так, например, Марк Маркес остаётся верным своему #93, невзирая на завоёванные чемпионские титулы. А вот для Формулы 1 всё это, кажется, в новинку.

Lewis Hamilton photo article Lewis Hamilton carting_zpsjm80tc8z.jpg
Lewis Hamilton (? ©)

В последний раз на стартовой решётке Ф1 не было болида под #1 в далёких сезонах 1993-1994 годов. Тот формульный парадокс объясняется довольно просто: в пелетоне не было и действующего чемпиона мира. Найджел Мэнселл после завоевания титула в 1992 и Ален Прост после аналогичного успеха в 1993 просто-напросто завершили карьеру в Ф1, ушли непобеждёнными. (Мэнселл, правда, вернулся в 1994 и даже планировал выступать в 1995, но это уже другая история). И британец, и француз выигрывали в те годы, выступая за Williams, и оба раза в команде решали не выставлять на следующий сезон болид с #1. Именно поэтому Williams FW15 и FW16 выступали под #0 и #2. #0 неизменно доставался Деймону Хиллу, а вот под #2 выступали Ален Прост (1993), Айртон Сенна (1994), Дэвид Култхард (1994) и вернувшийся в Большие Призы Найджел Мэнселл (1994).

NB: Кстати, Алену Просту принадлежит уникальное достижение. Француз является единственным пилотом за всю историю Формулы 1, которому удалось завоевать чемпионский титул, пилотируя болид под #2, причём сделал он это трижды!

Но всегда ли в истории Формулы 1 действующий чемпион мира выступал под первым номером? Или Льюис Хэмилтон создаёт прецедент?

Ronnie & Emo photo art 1974 Ronnie Peterson Lotus Emerson Fittipaldi McLaren_zpsfu6vyo9f.jpg
Ronnie Peterson /#1, Lotus/, Emerson Fittipaldi /#5, McLaren/, 1974 (? ©)

Удивительно, но вплоть до 1974 года с #1 на борту мог выступать абсолютно любой пилот. Более того, обладатель номера мог меняться от Гран При к Гран При. А иногда столь вожделенный для пилотов номер и вовсе отсутствовал в протоколах. Дело в том, что с первых лет существования чемпионата мира распределение порядковых номеров болидов было полностью прерогативой организаторов каждого конкретного Гран При.

Лишь в 1973 году Федерация автоспорта решила взять под контроль этот аспект автогонок, и первые постоянные номера болидов появились уже в середине сезона (с Гран При Бельгии 1973). Начиная с сезона 1974 года, #1 должен был доставаться действующему чемпиону мира, а #2, соответственно, его напарнику по команде. Далее было решено распределить номера по командам, в соответствии с их положением в зачёте Кубка Конструкторов по результатам сезона 1973 года.

И тут сразу же не обошлось без казусов. Чемпионом 1973 года стал Джекки Стюарт на Tyrrell, но шотландец и так собирался завершить свою карьеру после окончания того сезона, а в связи с трагической гибелью своего напарника по команде Франсуа Севера повесил шлем на гвоздь ещё раньше. Кубок Конструкторов в 1973 достался Lotus, Tyrrell расположился следом в итоговом протоколе. Кому в этом случае должны были достаться #1/#2? Или следовало “изъять” их, по крайней мере, на год? Было решено, что под #1/#2 в 1974 будут выступать пилоты Lotus – Ронни Петерсон и Жаки Икс; пилотам Tyrrell достались #3/#4; McLaren - #5/#6 и т.д.

На этом “путаница” с порядковыми номерами не закончилась. По новым правилам чемпионская единичка могла сменить прописку, если в межсезонье действующий чемпион переходил в другую команду, или в новом сезоне титул выигрывал другой пилот. Команда нового чемпиона мира (или новая команда действующего чемпиона мира) получала для своих болидов номера #1/#2, а ее старые номера переходили в команду предыдущего чемпиона мира (или предыдущую команду действующего чемпиона мира). Остальные команды в паддоке оставались при своих номерах, а появляющиеся в чемпионате новые команды получали следующие по порядку незанятые номера. Другими словами, положение команд в Кубке Конструкторов в период с 1974 по 1996 никак не влияло на перераспределение номеров от сезона к сезону. Именно этими правилами объясняются те факты, что для многих болельщиков #3/#4 ассоциируются, в первую очередь, с командой Tyrrell, а #27/#28 стали культовыми для многочисленных тиффози.

197419751976
 ##  Пилот  Команда  ##  Пилот  Команда  ##  Пилот  Команда 
 1  Петерсон  Lotus  1  Фиттипальди  McLaren  1  Лауда  Ferrari 
 2  Икс  Lotus  2  Масс  McLaren  2  Регаццони  Ferrari 
 3  Шектер  Tyrrell  3  Шектер  Tyrrell   3  Шектер  Tyrrell  
 4  Депайе  Tyrrell   4  Депайе  Tyrrell   4  Депайе  Tyrrell  
 5  Фиттипальди  McLaren  5  Петерсон  Lotus  5  Андретти  Lotus 
 6  Хьюм  McLaren  6  Икс  Lotus  6  Нильссон  Lotus 
 ...  ...  ...  ...  ...  ...  ...  ...  ... 
 11  Регаццони  Ferrari  11  Регаццони  Ferrari  11  Хант  McLaren 
 12  Лауда  Ferrari  12  Лауда  Ferrari  12  Масс  McLaren 
Чемпион мираЧемпион мираЧемпион мира
 5  Фиттипальди  McLaren  12  Лауда  Ferrari  11  Хант  McLaren 

Если по каким-либо причинами команда покидала чемпионат, принадлежавшие её болидам номера просто исчезали из протоколов, а иногда становились вакантными. Так, например, дебютировавшая в 1981 году команда Toleman получила #35/#36. В 1983 команда стала выступать под свободными к тому моменту #19/#20. В 1986 Toleman превратилась в Benetton, но номера своих болидов сохраняла вплоть до 1993 года. В 1992 прекратила своё существования легендарная команда Brabham, и её номера #7/#8 “забрал” себе Mclaren, a #5/#6 перешли к Benetton. 

Наконец, в 1996 Федерация решила вновь изменить правила распределения номерами. Действующий чемпион и его напарник по-прежнему получали #1/#2, но теперь остальные команды могли получать разные номера от сезона к сезону. Всё зависело от расстановки сил в Кубке Конструкторов за предыдущий год.

199519961997
 ## 
 Пилот 
 Команда  ## 
 Пилот 
 Команда  ## 
 Пилот 
 Команда 
 1  Шумахер  Benetton  1  Шумахер  Ferrari  1  Хилл  Arrows 
 2  Херберт  Benetton  2  Ирвайн  Ferrari  2  Диниц  Arrows 
 3  Катаяма  Tyrrell  3  Алези  Benetton   3  Вильнёв  Williams  
 4  Сало  Tyrrell   4  Бергер  Benetton   4  Френтцен  Williams  
 5  Хилл  Williams  5  Хилл  Williams  5  Шумахер  Ferrari 
 6  Култхард  Williams  6  Вильнёв  Williams  6  Ирвайн  Ferrari 
Чемпион мираЧемпион мираЧемпион мира
 1  Шумахер  Benetton  5  Хилл  Williams  3  Вильнёв  Williams 
Кубок КонструкторовКубок КонструкторовКубок Конструкторов
 1  Benetton  1  Williams  1  Williams 
 2  Williams  2  Ferrari  2  Ferrari 
 3  Ferrari  3  Benetton  3  Benetton 

В 2014 в силу вступило новое правило. Теперь каждый пилот стал вправе выступать под своим персональным номером, который принадлежит только ему и никак не связан с командой, болид которой он пилотирует. Более того, действующему чемпиону стало разрешено выбирать, хочет он выступать под #1 или предпочитает свой уникальный номер. В 2014 Себастьян Феттель решил сохранить верность традициям и выступал под #1. А вот в 2015 #1 не будет. Впрочем, Льюис всегда может сделать нечто подобное:

 photo B3SWRQtIMAEIH7q_zpsqm0ot3qp.png
twitter: @super_nic_ebob 
(source)

0 comment(s):

Post a Comment

 
Copyright 2010 субъективные заметки о королевских гонках. Powered by Blogger. Login Blogger Template create by tamikas